Мы рассказывали об особенностях китайской пейзажной живописи, разделили наше повествование о пейзажной живописи Востока на две части, рассказ о китайской и японской пейзажной живописи. Как может показаться с первого взгляда, довольно близкие направления, но имеют свой путь развития и особенности.
Государственный музей Востока
С древних времен Китай был доминирующей культурой Восточной Азии. Это объясняется тем, что долгое время именно он являлся наиболее развитой страной. Хотя на Корейском полуострове и на Японском архипелаге существовали различные культуры, археологические свидетельства говорят о китайском влиянии и обмене между ранними восточноазиатскими культурами. Взаимодействию отчасти способствовали мосты, соединявшие Японию с континентом. Из Китая в Корею, а затем в Японию пришли буддизм и конфуцианство, характерная азиатская архитектура, письменность, изобразительное искусство и литература. В то время как Корея и Япония находились на разных этапах развития, события в Китае были более насыщенными.
Стиль «ямато-э» отличали яркие краски и тщательная прорисовка деталей изображения. Проникнув в Японию и широко распространившись при дворе Хэйан в в. Картины на китайские темы или предметы изображения относились к «кара-э», а картины на специфически японские темы — к «ямато-э». В этом стиле работали мастера художественной школы Тайко Дзёсэцу : Тэнсё Сюбун , художники его круга и его ученики, в том числе Сэссю Тойо. Творчество целой плеяды художников, принадлежавших к школе Дзёсэцу-Сюбуна, относится к третьему этапу развития суйбокуга в Японии, который характеризовался выходом монохромной живописи за стены дзенских монастырей и всё большей её секуляризацией «обмирщением».
Китайская живопись, как вид изобразительного искусства, и одна из немногих живых восточных традиций живописи, зародилась в древнем Китае, и непрерывно эволюционирует со времен неолита и до сегодняшнего дня. Относительно времени зарождения этого искусства существуют разночтения. Сама традиция приписывает создание китайской живописи четырём отцам основателям:. Чжан Сэнъяо ок. Однако в результате археологических исследований, сегодняшние учёные отодвигают рождение китайской живописи на лет раньше, в эпоху сражающихся царств Чжань Го. Второй известный представитель «живописи интеллектуалов», известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи», считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника.