Разделы: Работа с дошкольниками , Коррекционная педагогика , Инклюзивное образование. Ключевые слова: ЗПР.
Нейропсихолог и нейропсихологическая коррекция
В статье рассматриваются вопросы применения нейропсихологического подхода к диагностике и коррекции познавательных процессов у детей с задержкой психического развития. Описаны полученные результаты исследования при использовании нейропсихологической коррекции в работе с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Предпринята попытка эмпирически обосновать целесообразность использования нейропсихологических методов воздействия для повышения уровня сформированности высших психических функций у младших школьников при задержке психического развития.
Нейропсихологические приемы коррекции внимания у дошкольников с задержкой психического развития. В статье представлены результаты исследования, посвященного коррекции произвольного внимания у дошкольников с задержкой психического развития на этапе подготовки к школе. В ходе диагностики свойств произвольного внимания выделены наиболее проблемные области внимания у задержанных детей. Показано, что устойчивых изменений в свойствах внимания удается добиться благодаря системе нейропсихологических игр и упражнений, направленных на стимуляцию трех функциональных блоков головного мозга. В основу коррекционной программы был положен «метод замещающего онтогенеза» и предусмотрены задания на регуляцию мышечного тонуса, реципрокные упражнения; задания для двигательной координации и ловкости; на снятие мышечных зажимов, синкинезий, умение расслабляться, а также на развитие межполушарного взаимодействия.
Задержка психического развития ЗПР — нарушение процесса развития ребенка, при котором его основные психические функции память, внимание, мышление, эмоции, воля и др. Как правило, ЗПР выявляется в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте, с началом этапа обучения и социализации ребенка. Это весьма высокий показатель. Он говорит о том, что почти каждый пятый ребенок-дошкольник или первоклассник может так или иначе столкнуться с трудностями в обучении и общении.